ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
СИГНАЛЫ ОПАСНОСТИ
Вопрос познавательного развития — один из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности и активности, что является важным для формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Объектом познания в раннем возрасте являются окружающие и предметы, их действия. Накопление информации приходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях, наблюдениями ребёнка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметов окружения ребёнка, предоставление свободы исследования (предметно-манипуляторная игра, резерв свободного времени, места для разворачивания игр).
1-ый месяц – плавное прослеживание движущегося предмета. Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки). Первая улыбка в ответна разговор взрослого.
2-ой месяц – длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлёкший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Отвечает улыбкой на разговор с ним. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
3-ий месяц – проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).
! обратить внимание, если:
— преобладают отрицательные эмоциональные реакции;
— не прослеживает взглядом движущийся предмет;
— улыбка отсутствует или вызывается с трудом;
— не возникает «комплекс оживления»;
— не прислушивается к голосу взрослого;
4-ый месяц – узнаёт мать (радуется). Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
5-й месяц – отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и не знакомого взрослого). Узнаёт голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи.
! обратить внимание, если:
— снижен интерес к игрушкам и окружающим предметам, ребёнок не тянется к предмету и не захватывает его, не может удержать вложенную игрушку в руку и не дотягивает её до рта;
— не смеётся в ответ на эмоциональное и речевое общение с ним;
— не отличает близких людей от чужих;
— не берёт из рук игрушку;
— не гулит.
6-й месяц – по разному реагирует на своё и чужое имя.
8-й месяц – смотрит на действия взрослого и смеётся или лепечет. Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими.
9-й месяц – с предметами действует по разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.)
! Обратить внимание если:
— не реагирует по разному на своё и чужое имя;
— не подражает действиям и движениям взрослого;
— отсутствует готовность к совместной деятельности со взрослым и стремление к подражанию;
— ребёнок пассивный, не интересуется окружающим, эмоциональные реакции бедные, маловыразительные; не выполняет разученные ранее действия.
10-й месяц – самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет заученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.). Действия с предметами приобретают устойчивый характер.
11-й месяц – овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень).
12-й месяц – различает предметы по форме, (отличает кирпичик от кубика по слову). Узнаёт фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия разученные с предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.).
1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей в 3 см. Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные ( кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.).
1 год 4 месяца – 1 года 6 месяцев – в момент сильной заинтересованности называет предметы облегчёнными словами (би-би) и правильно произнесёнными (машина). Ориентируется в 3-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик).
1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев — ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов(типа кубиков) с разницей в 3 см. Воспроизводит не сложные сюжетные постройки –перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».
1 год 10 месяцев – 2 года – подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета. Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
2 года 6 месяцев – подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый). Игра носит сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих.
2 года 6 месяцев – 3 года – в своей деятельности правильно использует геометрические формы по назначению. Называет четыре основных цвета (синий, зелёный, красный, жёлтый). Появляются элементы ролевой игры. Появляются сложные сюжетные постройки.
! обратить внимание если:
— не проявляет интереса к предметам и игрушкам, производит неадекватные действия с предметами и игрушками, не формируются такие виды деятельности, как игра и рисование, не формируются навыки опрятности, в игре нет сюжета, не называет основные цвета.
Многие отклонения в развитии вашего ребёнка могут быть успешно устранены в короткие сроки при условии квалицированной помощи, и не только врачей, а ещё и педагогов, логопедов и психологов.
Не откладывайте решение проблем на долгое время!
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.СИГНАЛЫ ОПАСНОСТИ скачать