Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

С 1 сентября 2012 года действует Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Федеральный закон № 436-ФЗ), призванный защитить детей и подростков от пропаганды наркотических веществ, алкоголя, противоправного или не адекватного поведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1019 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее — государственный контроль (надзор), за исключением государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с производителями, распространителями информационной продукции и (или) лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, в том числе лицами, указанными в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – контролируемые лица).

Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее – обязательные требования).

Государственный контроль (надзор) в пределах установленной компетенции осуществляют:
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (далее — контрольные (надзорные) органы).

Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 436-ФЗ и Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль (надзор) за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, обязательным требованиям в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции, предусмотренного частью 6 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ.

Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами в рамках данного вида государственного контроля (надзора), размещен на главной странице официального сайта в сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в федеральной государственной информационной системе, созданной в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях.

В рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляет оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных ч. 2 ст. 12, ч. 6 ст. 11, ч. 4 ст. 12, ч. 6 ст. 6 Федерального закона № 436-ФЗ:

  • ч. 6 ст. 6 Федерального закона № 436-ФЗ – «Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации»;
  • ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ – «До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения»;
  • ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ – «Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана»;
  • ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ – «Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях».

Административная ответственность за несоблюдение обязательных требований предусмотрена ч. 1 ст. 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.20, 6.21, 6.21.1, 6.21.2, частью 3 статьи 13.15, частью 2 статьи 13.21 и статьей 13.36 настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния»:

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Письмо

Федеральный государственный контроль (надзор)

Оцените