Мой ребенок – «особенный»
Для каждого родителя его ребенок особенный, выделяющиеся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, или имеющие внутренние предпосылки в тех или иных видах деятельности. И все же в нашем мире все чаще встречаются дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Для родителей таких детей остро стоит необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав, желание и готовность включить их в общество детей, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящими у окна и наблюдающими за тем, как социализируются сверстники.
Определений много, но суть одна. Злые люди скажут – «больной», другие пройдут мимо с недобрым взглядом, третьи прошепчут «особенный», остановятся и помогут. А что значит «особый» ребёнок, это – не похожий на других, индивидуальный, отличительный.
Все мы, каким – либо образом отличаемся друг от друга. Но когда это отличие выходит за рамки общепринятых норм, многим это не нравится, они пугаются, злятся, стараются не контактировать с теми людьми, кого мы называем «иными».
Такие дети очень остро чувствуют хороших и плохих людей. Они могут заболеть, если взрослые рядом ругаются или спорят. Они многое понимают, но быть, как все, не могут.
Недаром, есть выражение «Дети – цветы жизни», ведь если цветок не распускается или не цветёт так, как вы хотите, вы его подкармливаете, рыхлите, чистите. Даже цветы без любви и ласки не растут. Всем нужна любовь, а особенно, детям.
«Особенные» дети часто испытывают недостаток в общении со сверстниками. Они выходят в мир абсолютно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Общение же со сверстниками дает ребенку с ОВЗ модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала.
Таким образом, перед всеми нами стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Хочется сказать, что сейчас особое внимание уделяется инклюзивному образованию, а это возможность для детей с ограниченными возможностями развиваться и обучаться в условиях общеобразовательного заведения наравне с другими детьми. Так как образовательная среда подстраивается под ребёнка.
- Создание особой, комфортной среды для обучения детей с физическими и психологическими особенностями (лифты, пандусы, специальная мебель, особый подход и внимание к таким детям).
- Программа обучения адаптирована под всех воспитанников (все усваивают программу на равных условиях).
- Воспитание толерантности.
Если говорить о минусах, их не должно быть в идеале. Но практика показывает, что основной минус-это сложность перехода к инклюзивному образованию. Так как любые изменения в социуме предполагают кризис, что и означает трудность перехода. Первый шаг всегда трудный и обществу нужно сделать этот шаг.
Всегда, когда человек чего — то не знает, он заранее отрицает ситуацию, не принимает её. Так как родители боятся, что их ребёнок станет таким же.
Для того, чтобы этого не произошло, родителей нужно знакомить с ситуацией, проводить консультации, круглые столы, совместные мероприятия. И тогда люди перестанут бояться, и не принимать особенных детей. А педагоги знают, как врачи клятву Гиппократа, что все дети равны, независимо от их особенностей, и каждому нужно уделить внимание, и научить пониманию этой истины и родителей и детей.
«Мамочка, мне так тепло в твоём животике прелестном.
Мне так спокойно, хорошо и тут совсем, совсем не тесно.
Я чувствую, что я другой, и только ты поймёшь меня.
Народ на свете очень злой, и для таких, как я, жизнь тяжела.
Зачем рождаться мне на этот свет? Чтоб надо мной все насмехались?
Чтоб я один прожил так век и все вокруг меня боялись?»
Тут, будущая мать, почувствовав тревогу… той крохи, что ещё не родилась,
Сказала: «Успокойся, милый, ради Бога! Хранить тебя я поклялась.
Ты – не другой. Ты – мой любимый, мой самый близкий в мире человек.
Любить тебя буду отныне ещё сильней на целый век».
автор:
Анастасия Злобина